Чёрная Мадонна… Ее лик, словно выжженный углем, хранит молчание веков. Не просто икона, а портал в иную реальность, где молитва – не просьба, а откровение. Говорят, она впитала копоть пожарищ, слезы страдания, дым жертвенников. В ее черных глазах – отражение испепеленной надежды и пепел воскресения.
Ее почитали колдуны и короли, простые крестьяне и алхимики. Каждый видел в ней что-то свое: защиту от тьмы, ключ к тайным знаниям, силу, способную сокрушить преграды.
Она – не символ покорности, но вызов. Вызов привычному, шаблонному, устоявшемуся. Чёрная мадонна – это бунт, облеченный в тишину. Она напоминает, что даже в самой глубокой тьме можно найти свет, а в самом безнадежном положении – отыскать искру надежды. И что истинная вера рождается не в храмах, а в истерзанной душе.
Некоторые считают, что средневековые художники использовали материалы, которые со временем естественным образом темнели. Или просто копировали старые языческие произведения искусства. Однако другие полагают, что цвет кожи Чёрной Мадонны был полностью осознанным выбором.
В большинстве христианских церквей на Западе Дева Мария изображается со светлой кожей, как и её сын Иисус Христос. Однако примерно в 400–500 версиях Мадонны она представлена с тёмной кожей, и, что удивительно, многие из этих «чёрных Мадонн» можно встретить по всей Европе.
На этих изображениях часто можно увидеть как темнокожую Деву Марию, так и темнокожего младенца Иисуса. Их можно найти в различных церквях, музеях и святилищах. Большинство этих произведений искусства, по-видимому, относятся к средневековой эпохе, но их точное происхождение часто остаётся загадкой.
Согласно некоторым теориям, христианские художники просто копировали старые языческие работы. На которых были изображены дохристианские божества и духовные фигуры с тёмной кожей. Другие утверждают, что христианские художники использовали определённые материалы, которые со временем потемнели.
И всё же другие исследователи предполагают, что тёмная кожа Чёрной Мадонны была осознанным и символическим выбором. Связанным с библейскими отсылками и культурными ассоциациями с плодородием, материнством и Землёй.
В тех случаях, когда тёмный оттенок был намеренным, большинство этих произведений искусства из Европы, скорее всего, были метафорическими изображениями, а не буквальной интерпретацией внешнего вида Девы Марии.
Однако стоит отметить, что в последние годы некоторые афроамериканские художники начали изображать Марию с более выраженными африканскими чертами. Подчёркивая её универсальную значимость для христиан по всему миру. Чёрные Мадонны также появились в Южной Америке и Азии, что ещё больше подчёркивает широкое распространение этих произведений искусства.
Таинственное происхождение Чёрной Мадонны
Трудно сказать, сколько именно Чёрных Мадонн существует в мире, но, по оценкам, их от 400 до 500, и большинство из них находятся в Европе. На этих иллюстрациях и статуях обычно изображены Дева Мария и младенец Иисус с разной степенью смуглости кожи.
Автор Кристина Кливленд, которая тщательно изучила эти произведения искусства, отмечает:
«Лишь небольшой процент из 450 Чёрных Мадонн в мире выглядят явно как чернокожие или имеют то, что мы бы назвали африканскими чертами. У многих из них чёрная кожа сочетается с более европеоидными чертами».
Их часто можно встретить в таких предметах, как картины и деревянные скульптуры, появляющиеся в стоячем и сидячем положении. Их рассматривали и почитали во многих музеях, церквях и святилищах по всему миру. Однако происхождение их тёмного оттенка вызывает много споров.
Согласно одной из теорий, художники использовали тёмные материалы — например, определённые виды древесины — для создания произведений искусства. Возможно, чтобы изобразить древнюю историю Святой Земли. Или они могли использовать материалы, которые постепенно темнели.
Другая теория заключается в том, что эти произведения искусства возникли благодаря дохристианским художественным традициям, поскольку некоторые языческие скульптуры изображали божеств с тёмной кожей. Вполне возможно, что с приходом христианства художники просто заменили существующие языческие сюжеты изображением Девы Марии и её сына, возможно, наложив изображения матери и сына поверх существующих статуй.
Однако некоторые исследователи предполагают, что у Чёрной Мадонны могло быть другое предназначение. Некоторые считают, что тёмная кожа могла быть осознанным выбором в свете библейских отрывков, таких как Песнь Песней 1: 5:
Я темна, но прекрасна,
дочери Иерусалима,
темна, как шатры Кедара,
как завесы шатров Соломона.

Кроме того, в некоторых дохристианских культурах темнокожий цвет также ассоциировался с плодородием и материнством, поскольку он был ближе к цвету земной почвы. Возможно, это оказало влияние на более поздних христианских художников, которые хотели подчеркнуть наследие Девы Марии как преданной матери Иисуса.
«Самая плодородная почва — чёрного цвета, и чем она чернее, тем лучше подходит для сельского хозяйства», — объяснили в Университете Дейтона.
Многие эксперты не считают, что Чёрная Мадонна отражает представление европейских художников о реальном внешнем виде Девы Марии и Иисуса. В тех случаях, когда тёмная окраска была намеренной, она, вероятно, служила скорее метафорической и духовной цели.
Независимо от происхождения, Чёрная Мадонна считается чудотворной фигурой, способной укрепить связь христиан с их религией. Часто посетители преодолевают большие расстояния, чтобы увидеть знаменитые Чёрные Мадонны, в том числе Ченстоховскую Богоматерь в Польше.
«Мы не должны забывать, что Всемирный день молодёжи, который прошёл в Ченстохове 25 лет назад, был первым, на который приехала молодёжь из стран Востока. Там было около 200 000 человек из Украины, России и Белоруссии», — объяснил кардинал Станислав Дзивиш, архиепископ Краковский, Католическому информационному агентству в 2016 году.
Среди других известных изображений Чёрной Мадонны — Богоматерь Монсерратская в Испании, Богоматерь Отшельников в Швейцарии и Богоматерь Альтёттингская в Германии. За пределами Европы темнокожую религиозную фигуру можно встретить в Африке, Южной Америке и Азии. Учитывая такое широкое распространение, очевидно, что история этих произведений искусства богата и сложна.
Загадочная история темнокожей Девы Марии и её младенца-сына

Точная история Чёрной Мадонны так же загадочна, как и её композиция. Большинство Чёрных Мадонн из Европы, по-видимому, относятся к Средневековью, в частности к XI-XV векам.
Однако, по слухам, некоторые из этих произведений искусства намного старше. Например, некоторые христиане считают, что знаменитая Ченстоховская икона Божией Матери была написана во времена двенадцати апостолов.
У некоторых из этих изображений также была довольно опасная история: оригинальный Нотр-Дам-де-Сюзерн во Франции (который, как считается, был построен в XI или XII веке, а возможно, и раньше) был сожжён во время Французской революции, а затем заменён новыми копиями.
Но считается, что популярность Чёрных Мадонн в Европе начала расти в XI и XII веках, вероятно, из-за запрета на языческие иконы. Это связано с теорией о том, что некоторые дохристианские скульптуры были переделаны, чтобы избежать полного уничтожения существующих произведений искусства.

Некоторые историки искусства предполагают, что самые ранние «Чёрные Мадонны», возможно, были созданы на основе изображений египетской богини Исиды и её сына Гора. Ранние христиане могли использовать эти существующие иконы для создания собственных произведений искусства, отодвигая время их создания в глубокую древность.
«Фигуры Черной мадонны часто накладывались на более ранние дохристианские культы богинь в этих бывших римских регионах, особенно на культ Исиды. Ранние церкви часто строились на месте римских храмов, и фактически некоторые ранние фигуры Мадонны были позже заменены после того, как было обнаружено, что на самом деле это были статуи Исиды и Гора», — сказали в Университете Западного Вашингтона об этих ранних произведениях искусства.
Хотя полная история, возможно, никогда не будет раскрыта, эти произведения искусства остаются предметом восхищения. И в наше время по-прежнему создаются «Чёрные Мадонны», особенно афроамериканскими художниками, которые предлагают свою интерпретацию Девы Марии и рождения Иисуса Христа. Также больше внимания уделяется более древним произведениям искусства в Африке, которые могли быть созданы в честь Девы Марии и Иисуса в первые дни христианства.
В целом, эти фигуры являются замечательными символами художественной и религиозной истории, которые заставляют задуматься о нашем культурном наследии, наших убеждениях и представлениях. Они имеют особенно важное значение для христиан, которые преодолевают большие расстояния, чтобы увидеть их своими глазами.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш