Братоубийство среди соперничающих князей было законным и широко практиковалось до 1603 года. Так что заключение во дворце было фактически улучшением. «Те из моих выдающихся детей и внуков, которые взойдут на престол, имеют право казнить своих братьев». С этими словами, Мехмед Завоеватель, султан империи Оттоманской, установил закон братоубийства. Закон был просто формализацией давней практики: в османской традиции трон не переходил автоматически к старшему сыну. Скорее всего, «потенциальные султаны» должны были бороться за него.
Гражданская война
Как только султан умирал, князья были втянуты в гонку за трон. Каждый из них был мотивирован знанием того, что, если он не претендует на корону, любой из его братьев, вероятно, покончит с ним. Когда в 1403 году Баязид I умер, борьба между его четырьмя сыновьями переросла в десятилетнюю гражданскую войну. Эта система фактически гарантировала период хаоса между правителями. Поскольку соперничающие претенденты боролись за трон. Когда в 1403 году Баязид I умер, борьба между его четырьмя сыновьями переросла в десятилетнюю гражданскую войну.
Хотя, наследный принц не смог пролить кровь своих братьев. Вместо этого он задушил их. Когда Мехмед III был коронован, он позвал своих девятнадцать братьев в тронный зал. Он сказал им, что им нечего бояться, потому что он привел их туда только для обрезания. В соседней комнате ждали убийцы. Один за другим князья входили в указанную Мехмедом дверь… Один за другим их душили шелковой тетивой. Самому младшему было всего одиннадцать. «Сыновья турецких султанов находятся в самом жалком положении в мире. Поскольку, как только один из них унаследует трон от отца, остальные обречены на верную смерть», — заметил Ожир Гизелин де Бусбек, посол Австрии в Османской империи.
Наследственная аристократия
Это проливает свет на ключевой момент: на первый взгляд практика братоубийства была демонстрацией абсолютной власти. Осуществляемой безнаказанно, но на самом деле это отражало уязвимость султана. Поскольку любой принц потенциально был законным наследником. Любой живой брат представлял угрозу для султана и источник потенциальных рычагов воздействия на янычар. Достаточно интересно, что, уменьшая каждое поколение до единственного наследника, османы предотвратили развитие наследственной аристократии. Подобной той, которая доминировала в остальной Европе. Более того, поскольку османы часто подрезали генеалогическое древо. Оно не могло дать ростков враждующим группировкам: не существовало османского эквивалента Дома Йорков или Дома Ланкастеров.
Будущие султаны содержались в кафес
После смерти Мехмеда III в 1603 году османские правители перешли от братоубийства к заключению. Возможно, это связано с тем, что убийство Мехмедом его девятнадцати братьев перешло черту. Или, возможно, это произошло потому, что его преемнику Ахмеду было всего тринадцать, он был слишком молод, чтобы иметь своих наследников. Это была новая система: после семи лет посторонние принцы были заключены во дворцовую тюрьму под названием Кафес. Кафес — слово, множество значений которого хорошо выражают его амбивалентную смесь роскоши и заключения. Оно может относиться либо к клетке, либо к паланкину. По крайней мере теоретически, князь, запертый в Кафес, не мог собрать последователей, подстрекать восстание или возглавить переворот. Потенциальные султаны Кафес были в безопасности за счет своей свободы.
Внутри кафеса солнечный свет просачивался через витражи, украшенные драгоценностями. Ярко-синий цвет окон придавал комнатам жуткий вид подводного мира. Стены украшали блестящие плитки Изника, расписанные кипарисами и вьющимися виноградными лозами. Симулятор природы для князей, которые могли не дожить до ворот дворца. Большинство князей, которые были прикованы к Кафесам, оставались там до самой смерти, но некоторые были призваны стать султанами. По словам культурного антрополога Дэвида Грэбера:
Каждый будет занимать трон по очереди, пока никого не останется, а затем власть вернется к сыну первого.
«Чудачества» Ибрагима I
Это гарантировало, что к тому времени, когда большинство из них действительно пришло к власти. Они были не только довольно старыми, но и не обладали никаким мировым опытом, и часто боролись с серьезными проблемами психического здоровья. Вызванными десятилетиями одиночного заключения… Самый печально известный, пожалуй, из правителей того периода Ибрагим I («сумасшедший», годы правления 1640–1648 гг.) обладал абсолютной и произвольной властью внутри дворца. В какой-то момент приказав связать весь свой гарем в мешки с тяжестями и утопить.
В то же время он почти ничего не знал о внешней жизни, и его вмешательства в общественную жизнь были в значительной степени причудливыми. Однажды он, как говорят, приказал своим чиновникам найти самую толстую женщину в империи, которую в конечном итоге назначил губернатором Алеппо. В 1632 году, когда янычары Мурада IV были недовольны им, они потребовали, чтобы он вывел князей, чтобы доказать, что они еще живы. «Князья — сыновья нашего господина; мы потеряли доверие к тебе… выведи принцев и покажи их нам сейчас… Если ты не сделаешь, как мы говорим, ты больше не нужен нам как султану». Даже скрытые, не состоявшиеся султаны запертые во дворце, все еще могли стать разменной монетой.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш