Почему не тонет бетонный корабль? Встречный вопрос: а почему он должен тонуть? Ведь в случае с судостроением роль играет не только масса, но и плотность объекта. Корпус корабля заполнен воздухом, поэтому его плотность оказывается меньше плотности воды. А дальше начинает работать закон Архимеда: на тело, погруженное в газ или жидкость, действует выталкивающая сила, численно равная весу объема жидкости или газа, вытесненного телом.
Дерево как строительный материал для лодок и кораблей верой и правдой служило человечеству на протяжении многих веков. И это отлично послужило! Однако при всех своих преимуществах древесина как судостроительный материал имеет и свои недостатки: сравнительно невысокая прочность, склонность к гниению, пожароопасность, трудоемкость строительства. И иногда возникают трудности с заготовкой строевого корабельного леса.
Выбор материала для лодок
С распространением паровых машин и ростом размеров и грузоподъемности кораблей древесина перестала удовлетворять судостроителей. Грузовые перевозки по водным путям быстро росли. В 19 веке начался активный поиск альтернативы. Корабли со стальными корпусами были отличной заменой, но их постройка была дорогой и трудоемкой. Им нужен был дешевый и технологичный материал.
В 1867 году Жозеф Монье, которого часто считают «автором» железобетона, получил патент на ванны из армированного цемента. (Как всегда: «у кого есть бумажка, тот и прав». Хотя задолго до хитроумного француза «его» «изобретение» уже вовсю использовалось в строительстве. Например, в 1802 году, при возведении Царскосельского дворца, Русские архитекторы использовали металлические стержни для армирования потолка, В 1829 году английский инженер Фокс реализовал металлобетонный пол.
В 1854 году Уилкинсон в Англии получил патент на огнестойкий железобетонный пол. В 1861 году во Франции Койнер опубликовал книгу о 10-летнем опыте использования железобетона. Он построил церковь из железобетона в 1864 году. В 1865 году Уилкинсон построил дом из железобетона.)
Но еще в 1849 году во Франции Ламбо построил лодку из армированного цемента. Армированный цемент отличается от железобетона рядом ценных качеств. При равномерном распределении стали по сечению конструкции и относительно высоком ее содержании получается прочный трещиностойкий материал. Идея выглядела очень заманчиво: дешево, быстро, требует минимум квалифицированных мастеров, технологично.
Лодка из железобетона
Восемь лет спустя его земляк Жозе-Луи Ламбо представил на Всемирной выставке в Париже гребную лодку из железобетона. Затем и американцы, и европейцы создали подобные парусные яхты и катера, но в небольшом количестве.
В 1917 году норвежский инженер Николай Фегнер представил публике самоходный железобетонный корабль под названием «Намсенфьорд». Затем через год американцы построили сухогруз «Вера». Во время Второй мировой войны США построили 24 железобетонных корабля и 80 барж.
Оказалось, что прочность таких кораблей намного выше, чем у металлических, и дыры в них чинить легче. Армоцемент прочнее дерева и металла, а зимой не боится льда.
В годы Первой мировой войны было построено немало железобетонных кораблей. До 1915 года образцы железобетонных кораблей строились практически во всех странах, включая Турцию и Китай. В 1915 году из-за огромной потребности в тоннаже, нехватки стали и возможности быстрого строительства все страны начали лихорадочно их строить и развивали это судостроение до начала 1919 года. Эти работы проводились в Америке, Англии, Италии, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Дания и Голландия.
SS Atlantus
SS Atlantus, пожалуй, самое известное судно из бетона. Он был построен судостроительной компанией Liberty Ship Building Company в Брансуике, штат Джорджия. Спущен на воду 5 декабря 1918 года. Корабль стал вторым в мире бетонным кораблем, построенным в период чрезвычайной подготовки к Первой мировой войне.
Война закончилась месяцем ранее, но «Атлант» использовался для перевозки американских солдат домой из Европы, а также для перевозки угля в Новую Англию. В 1920 году корабль был списан и оставлен в порту Вирджинии.
В 1926 году «Атлант» был приобретен полковником Джесси Розенфельдом. Он собирался построить для всех кораблей пристань, чтобы в случае опасности можно было быстро активизировать силы, а также для удобства.
В марте 1926 года «Атлант» был перестроен и отбуксирован в Кейп-Мэй. Однако 8 июня разразился шторм, и корабль потерпел крушение в 150 метрах от побережья Сансет-Бич. Были попытки вернуть корабль в ремонт, но они не увенчались успехом.
С этого времени «Атлант» стал туристической достопримечательностью. Люди ныряли с его палубы в воду, пока один молодой человек не погиб. После этого на берегу был вывешен предупреждающий знак. В конце 50-х корабль раскололся на две части.
Больше на Тайны мира за семью печатями
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш