Когда вы входите в место археологических раскопок Ушмаль в Мексике, вы сразу же очаровываетесь первой постройкой, которую видите: гигантской ступенчатой пирамидой, называемой «Пирамида волшебника» или «Пирамида карлика», которая возвышается на 115 футов.
Эта пирамида с храмом на вершине имеет характерный округлый вид из-за эллиптического основания, что отличает ее от других пирамид мира майя. Как и многие памятники майя, Пирамида Мага была наложена на более старые постройки. Были идентифицированы четыре подструктуры, которые были построены в последовательные этапы.
Строительство первого храма-пирамиды началось где-то в 6 веке нашей эры, а последний уровень, когда храм был помещен сверху, датируется 10 веком нашей эры.
Когда я посетил Ушмаль почти десять лет назад, я услышал историю о том, как пирамиду стали называть Пирамидой Волшебника или Гнома. Согласно легендам, его построил карлик-волшебник за одну ночь с помощью своей матери-ведьмы.
В 1843 году Джон Стивенс написал «Случаи путешествия по Юкатану» — отчет о своих путешествиях по миру майя. Он рассказывает о своем прибытии в Ушмаль и встрече с местным жителем майя, который сидел под порталом у основания самой большой пирамиды на этом месте. Мужчина рассказал Стивенсу следующую историю:
«В этом самом месте у Дворца Губернатора давным-давно жила-была старушка. У нее не было детей. Однажды она нашла яйцо, очень особенное, накрыла его тканью и спрятала в углу своего дома.
Каждое утро она следила за ним, чтобы увидеть, вылупилось ли яйцо, и однажды она обнаружила, что скорлупа треснула, а рядом с ней лежит маленький ребенок. Она была вне себя от радости и растила ребенка с любовью и заботой.
Ребенок быстро учился, к одному году уже мог говорить и ходить, но при этом перестал расти. Неважно, она верила, что он станет великим королем.
Однажды старушка приказала гному пойти и бросить вызов губернатору Ушмаля. У гнома были опасения, но он преодолел свои страхи и пошел к правителю. — Я вызываю вас на три испытания, — сказал губернатор.
«Сначала, — приказал губернатор, — постройте длинную дорогу из камней, очень прямую и очень белую». Гном побежал домой, зовя на помощь. Мать дала ему следующий совет: «Вернись и попроси губернатора положить первый камень и посмотри, что получится». Так он и сделал.
Губернатор с большим трудом положил первый тяжелый камень, и гном последовал его примеру. С помощью магических сил старухи карлик легко построил длинную и прямую дорогу между Ушмалем и соседним городом Каба.
Губернатор, разъяренный тем, что гном бросил ему вызов, устроил ему второе испытание. «Сегодня вечером вы должны построить дом выше всех других в стране, и если дом не будет закончен к восходу солнца, вы умрете», — сказал губернатор. Гном в слезах побежал домой, но мать утешила его и уложила спать.
Гном проснулся на следующий день, лежа на вершине самой высокой пирамиды на земле. Правитель, увидев красивую и высокую пирамиду, еще больше разозлился и потребовал увидеть Гнома, чтобы бросить ему вызов в третий раз.
«Иди и возьми три кокосовых ореха, твердые плоды этого дерева, и немедленно возвращайся», — приказал губернатор. «Мы будем бить друг друга по голове, пока один из нас не победит».
Гном еще раз прибежал домой, и мать натерла ему на голову кукурузной лепешкой. Гном вернулся к правителю с твердыми круглыми плодами, и правитель сломал их над головой гнома, но не причинил вреда. Все подданные Губернатора наблюдали, поэтому Губернатор позволил Гному сделать свою очередь.
Гном ударил губернатора по голове одним, двумя и тремя кокойолами и убил его.
Все объявили гнома победителем, и он стал новым губернатором земли. Через несколько лет старушка умерла. Жители этого места верят, что она находится у входа в очень длинный туннель, который соединяет близлежащий город Мани с Тхо (Мерида).
Она сидит там, заботясь о змее, охраняющем подземные воды. Великая пирамида в Ушмале теперь известна как Пирамида Гнома, Прорицателя или Волшебника».
Совершенно очевидно, что это необычная история, и можно задаться вопросом, как такая большая пирамида могла быть построена за одну ночь. Теперь мы знаем, что Пирамида Мага была построена в пять различных фаз путем наложения друг на друга.
Это означает, что легенда о карлике, вероятно, относится к последнему уровню, который был поднят в 10 веке нашей эры, когда был построен храм на вершине пирамиды. Вот почему храм называют «Дом карлика».
Это оставляет нас с не менее запутанным вопросом: действительно ли магические карлики существовали во времена майя, даже в 10 веке нашей эры, и была ли у них возможность возводить огромные каменные сооружения почти за одну ночь? Если да, то куда они исчезли?
История карлика-волшебника из Ушмаля ни в коем случае не является исключительной или аномальной, поскольку карлики с магическими способностями были укоренены в верованиях майя.
Сэр Эрик Дж. Томпсон — возможно, самый известный мезоамериканский археолог — написал в своей книге « История и религия майя» (1970) , что юкатекские майя называют карликов заямуинкобами . Это первобытные существа Земли, которые жили во время Первого Творения и построили великие древние города майя, используя свои сверхъестественные силы.
« Первое творение. Заямуинкобы построили ныне разрушенные археологические памятники и великие каменные дороги, пока мир был еще во тьме, до того, как было создано солнце. Они были карликами, но могли нести на спине большие грузы.
Их также называли p’uz, «горбатый» или «согнутый» на юкатекском языке, но на других языках майя, таких как цоциль, это слово означает «карлик». Они обладали волшебной силой, и им достаточно было свистнуть, чтобы собрать камни в правильное положение в постройке или заставить дрова сами попадать из куста в очаг.
Народ разозлился, и было объявлено, что будет потоп. Маленькие люди построили большие каменные резервуары, похожие на подземные резервуары для хранения, в качестве лодок, но, поскольку они не плавали, люди утонули. По словам Тоззера… когда появилось солнце, гномы превратились в камень.
Судя по всему, майя верили, что карлики могут не только нести большие грузы, но и свистеть и волшебным образом переносить камни по воздуху для постройки древних городов майя! Подобные истории встречаются на различных археологических раскопках.
К. Ф. Волней писал, что жители Баальбека, Ливан, верят, что большие камни были принесены и сложены джиннами — волшебными существами, промежуточными между ангелами и демонами.
Франсуа Ленорман писал в « Халдейской магии», что жрецы древнего Вавилона могли поднимать в воздух тяжелые блоки с помощью звука. В некоторых арабских источниках говорится, что огромные камни, использовавшиеся для строительства пирамид, были завернуты в папирус, а затем жрец ударил их жезлом, после чего они стали невесомыми и двигались по воздуху.
Можно возразить, что эти сказки могли быть придуманы людьми позже, чтобы объяснить, как гигантские каменные блоки перемещались и подгонялись друг к другу с поразительной точностью.
Однако правда в том, что мы до сих пор не знаем, как и почему древние работали с массивными каменными блоками, когда они могли легко выбрать блоки размером с кирпич, как мы делаем сегодня. Как будто для них это не имеет большого значения!В таком случае возникнет вопрос, почему?
Действительно ли они пользовались помощью сверхъестественных существ, таких как карлики и джинны? Был ли у них доступ к технологии акустической левитации, о которой мы забыли в ходе нисходящего Цикла Эпох? Использовали ли они какой-то химикат для размягчения камня, чтобы соединить каменные блоки вместе? Если да, то как они приобрели эти технологии? Так много вопросов, слишком мало ответов.
Далее Томпсон упомянул, что, согласно верованиям цоцилей и оксчуков майя, карлики живут под поверхностью Земли. «По убеждению Ощука, — писал Томпсон, — плоская земля поддерживается четырьмя толстыми колоннами, у основания которых живут карлики ростом всего в фут и черные, потому что солнце проходит так близко к ним (в своем путешествии по подземному миру).
Ну разве это не интересно? В скандинавских и ирландских легендах дом гномов находится в подземных пещерах, где они живут в роскошном комфорте. В ирландском фольклоре карлики считаются чрезвычайно сильными, «мощными, как десять человек», что соответствует верованиям майя о том, что карлики могут нести большой вес.
Кажется, легенды всего мира рассказывают нам об альтернативном измерении реальности, населенном сверхъестественными карликами прямо у нас под ногами. Эти волшебные существа раньше взаимодействовали с нами, но не сейчас. Именно поэтому они постепенно скатились в область мифов.
Томпсон сделал еще одно проницательное наблюдение о карликах верований майя, которое связывает их с муравьиным народом хопи! Он написал:
«Заямуинкоб (имя гномов) можно перевести как «скрюченные люди» или «разрозненные люди», что предполагает связь с «горбуном». Это слово также может быть связано с зай, «муравей», поскольку существует также юкатекская традиция древней расы, именуемой чак зай уинкоб, «красные люди-муравьи».
Они были трудолюбивы, как муравьи, которые выкапывают красную землю и прокладывают прямые дороги через лес».
Согласно легендам хопи, которые я обсуждал в предыдущей статье, люди-муравьи живут в тускло освещенных подземных залах, где можно найти все удобства для жизни. Они привели некоторых праведников хопи в их подземный дом во время катастрофических периодов разрушения после окончания первых двух Миров.
В дом Людей-муравьев можно было попасть, войдя в Муравьиную Киву или насыпь, откуда скрытый проход ведет в их покои. Конечно, неудивительно, что майя также называли карликов «людьми-муравьями», поскольку есть свидетельства того, что хопи имели культурные и торговые связи с цивилизациями Мексики.
Итак, как же выглядят эти карлики из легенд майя?
Ряд керамических фигурок карликов был найден в элитных захоронениях на острове Джайна, на побережье Юкатанского залива. Поскольку карлики жили под землей и, как считалось, охраняли вход в Шибальбу – подземный мир майя, эти фигурки, вероятно, служили психопомпами , то есть духами-проводниками, сопровождающими душу умершего в подземный мир.
Гномов обычно изображают с большими животами, в набедренной повязке, с большим головным убором и огромными ушными украшениями. Обычно у них плоские носы и толстые губы.
Карлики были не только исключительными строителями; у них было множество других магических способностей, за которые они очень ценились царями майя.
Джудит А. Сторниоло, ассистент-профессор антропологии Университета Дрекселя, подробно остановилась на некоторых сверхъестественных чертах карликов в статье, опубликованной в журнале Expedition Пенсильванского музея.
Она рассказала миф о сотворении юкатекских майя, в котором описывается, как боги были разгневаны карликами, «которые могли видеть до края пространства и времени», и вызвали потоп, чтобы уничтожить их.
«Рассказы о сотворении мира, рассказанные на Юкатане, также рассказывают о мире до настоящего времени, когда боги создали расу гномов из грязи, чтобы эти существа поклонялись им. Гномы обладали глазами, которые могли видеть до края пространства и времени.
Еще до того, как боги смогли вылепить для них жен, гномы начали игнорировать своих создателей. Вместо того, чтобы поклоняться богам, они проводили время, создавая прекрасную глиняную посуду, сочиняя книги пророчеств и возводя величественные здания из камня.
Гномы так разозлили богов, что они послали потоп, чтобы уничтожить мир. Они также уничтожили ложное солнце, которое давало миру гномов тусклый свет. Обладая острым умом и предвидением, некоторым гномам удалось спастись от воды, ступив на уступы пещер в холмах Пуук, где живут горбуны».
Очевидно, карлики были разумными, мудрыми существами, одаренными предвидением и ясновидением, что позволяло им составлять книги пророчеств, которыми майя были весьма известны.
Неудивительно, что карлики изображались на керамических сосудах и стелах как важные члены королевского двора майя. Они носили головные уборы богов, писцов и придворных вельмож и изображались в различных ролях слуг, советников и защитников царя, держащих священные предметы для правителя, а также прорицателей и писцов. Профессор Джудит Сторниоло пишет:
«Гномы также часто появляются на стелах в качестве слуг правителя в местах в Петене, долине реки Усумасинта и в Калакмуле в классический период. Они держат факелы и веера с перьями, часто имитируя одежду лорда, которому служат.
На подступенке перед Строением 33 в Яшчилане два гнома смотрят на короля, играющего в мяч; они выглядывают из пещеры, на стенах которой написан большой иероглифический текст».
Роль карликов в пророчестве иллюстрируется некоторыми керамическими сосудами классического периода, на которых изображен карлик, держащий зеркало для правителя — зеркало, являющееся символом гадания и пророчества. Профессор Джудит Сторниоло пишет:
«На керамических сосудах роль карлика в пророчестве, усиленная его ясным видением, символизируется тем, что он держит зеркало, отверстие в духовный мир, в которое смотрит правитель. Он носит головной убор, который также украшает других мифических гномов на резном камне в Яшчилане».
Совершенно очевидно, что карлики времен майя пользовались большим уважением при королевском дворе благодаря своей мудрости и дальновидности. Их сила и магическое мастерство использовались для строительства великих древних городов, и они действовали как защитники королей и, возможно, также священных мест, которые они построили.
Нет ничего, что указывало бы на то, что майя представляли карликов мифическими или воображаемыми существами. Их всегда изображали в компании людей, хотя они и не были совсем людьми. Их настоящий дом находился под землей, откуда они вышли, чтобы играть роль в делах людей.
В какой-то момент, с крахом цивилизации майя и последующими колониальными завоеваниями, гномы удалились в свои скрытые логовища.
Но полностью они не исчезли. И это самое поразительное в карликах майя. В то время как гоблины, лепреконы, гномы и феи других культур уже давно более или менее прекратили взаимодействие с людьми, гномы по-прежнему играют роль в жизни фермеров Юкатана, которые называют их алюксами ( ah-loosh), множественное число — aluxes (ah-loosh-es) в испанском языке и aluxo’b (ah-loosh-ob) в языке майя.
Алукс или алюксо’б невидимы для людей, но их могут видеть дети. Они выходят после захода солнца, ростом примерно по колено, в набедренной повязке и в большой шляпе. Как и дети, алюксы игривы и озорны, но могут стать мстительными, если их обидеть.
Алюксы живут в естественной среде — лесах, пещерах, холмах, сенотах и кукурузных полях. Конечно, они больше не общаются с правителями, не пишут пророческие тексты и не строят архитектурные чудеса, как раньше.
Однако фермеры сельского Юкатана просят их сверхъестественной помощи для защиты своих кукурузных полей ( милпа ) от животных и воров. Профессор Джудит Сторниоло пишет:
«Говорят, что небольшие холмы рядом с полями являются домами алюксо’бов. Еда, алкоголь и сигареты часто оставляют на холмах для жителей алюкса, чтобы они продолжали защищать милпа (кукурузные поля).
Если им что-то требуется от жителей деревни, алюксо’бы, как известно, привлекают их внимание, крадя инструменты, бросая вещи на пол домов и не давая людям спать всю ночь визгом или, в одном случае, плохой игрой на гитаре. Получив еду, питье и ритуальное почтение, алюксо’б защищают посевы фермера от голодных животных.
Некоторые фермеры Юкатана нанимают шамана для изготовления глиняной фигурки алюкса во время посева. Фермер оставляет фигурку под самым старым деревом на своей земле или в доме, специально построенном для алюкса, который известен как kahtal alux — «дом алюкса». Фермер ежедневно оставляет еду и напитки алюксу, пока глиняная фигурка не исчезнет.
Тогда фермер узнает, что алюкс жив и теперь будет защищать свою землю от хищников и воров в течение семи лет. Через семь лет контракт заканчивается, и фермер должен закрыть окна и двери домика, запечатав алюкс внутри. Если этого не сделать, алюкс взбесится и начнет подшучивать над людьми.
Ясно, что фермеры Юкатана все еще стремятся угодить алюксам, чтобы обеспечить их защиту. Посторонние могут подумать, что это суеверия простых людей, но сами фермеры клянутся своим опытом общения с алюксами. В статье в Yucatan Today Оливия Сервера написала:
«Давайте поговорим о милпах, больших участках земли, на которых выращивают урожай.
Если вы отправитесь по этим дорогам и поговорите с Мильперо или их семьей, вы услышите настоящие приключения, начиная от голосов, свиста, шума детей, играющих в сумерках, и «добрых» вихрей, защищающих странников, и заканчивая ритуалами обращения к алюксам. ‘ помощь для богатого урожая и защиты от воров.
Чтобы они были счастливы и спокойны, во время посева необходимо сделать подношение. …Те из нас, кто слышал или испытал на себе их проделки, знают, как важно следовать традиции, поскольку они очень способны насылать болезни через «плохой ветер», и только J-men (мудрый человек или «Хакедор») имеет возможность определить лекарство от этого типа болезни».
Легко заметить параллели между озорным характером алюксов и гномами других традиций, такими как гоблины, лепреконы и гномы, которые были щедры к тем, кто им угождал, но мстительны, когда их обижали. Алюксы также охраняют священные археологические памятники, содержащие гробницы предков и королей майя. Профессор Джудит Сторниоло пишет:
«В руинах майя охраняют гробницы предков от разграбления и разграбления. Алюксо’б вызывают сильный ветер, издают пронзительные свистящие звуки и швыряют камни в незваных гостей. Алюксо’б, охраняющие руины, также могут позвать своих собак, чтобы отогнать мародеров и археологов, если они находятся на месте ночью.
Мне рассказывали истории о том, как рабочих забивали камнями и беспокоили громкие звуки по ночам, если они спали на археологических раскопках. Охранник в Дзибанче сказал мне, что карлик и стая диких собак преследовали его, когда он заснул на ночном дежурстве.
Соседка в Кинтана-Роо показала мне маленькие старинные каменные домики, которые, по ее мнению, были жилищем алюксобов. Говорят, что сегодня алюксо’бы прячутся в небольших холмах в зарослях возле древних руин.
Из этих отчетов, собранных Джудит, следует, что алюксы очень серьезно относятся к своей ответственности по охране древних памятников. Интересно, какие могут быть проблемы у алюксов с охранниками или археологами, которые ночуют в руинах. Наверняка ни один из них не стал бы пытаться осквернить памятники? Тогда зачем их отпугивать?
Это просто истории, которые были придуманы, чтобы отбить у туристов охоту прятаться в руинах, чтобы провести ночь? Или алюксы испытывают какую-то привязанность к этим древним памятникам, которые они когда-то помогли построить?
Они хотят, чтобы это место было только для них ночью, чтобы иметь возможность лелеять воспоминания о старых добрых днях? Мы можем пока только догадываться.
Согласно местной традиции Юкатана, когда археологи начинают работу на конкретном участке, им необходимо получить разрешение у алюксов, которые являются хранителями этих священных мест. The Yucatan Times опубликовала интересный отчет по этому поводу:
«В 1993 году средства массовой информации сообщили о «странной церемонии» в руинах майя в Чичен-Ице. В этом обряде исследователи и работники Национального института антропологии и истории (INAH) просили у богов майя разрешения на выполнение своей работы, поскольку они хотели защитить себя от гнева алюксов, пикси, ответственных за захват уход за землями, посевами и археологическими зонами».
Даже если вы хотите войти в пещеру или сенот, которые являются священными местами алюксов, в идеале вам следует спросить разрешения. Более того, никогда нельзя ничего брать с собой из священного места, каким бы незначительным это ни казалось. Даже самый простой камень. Иначе вам, возможно, придется ад заплатить. Оливия Сервера написала в Yucatan Today , что:
«Больше людей, чем мне хотелось бы знать, сказали, что, взяв безделушку, они стали жертвами их шалостей. Самая последняя история, которую я слышал, связана с Грутой Чокантес (в Текаше) и семьей из Мериды, которым пришлось вернуться, чтобы вернуть три камня. Они не могли спать по ночам, не могли перестать видеть «маленьких людей». Услышав это и не зная о камнях, J-men (шаман) сказал им вернуть украденное».
Одна из самых известных историй об алюксах Юкатана касается строительства моста на дороге Канкун-Низук, ведущей к международному аэропорту Канкуна. Окна в этом районе не позволяли построить мост. Каждую ночь они разбирали все, что было построено рабочими днем. Об этом сообщила газета Yucatan Times .
«Когда рабочие прибыли на утро после начала строительства, они увидели, что прогресс, сделанный в первый день конструкции моста, рухнул… Во второй раз они взялись за сборку всех конструкций для возведения моста. моста, однако, дойдя до третьего дня, вновь обнаружили конструкцию на земле. И снова вопрос: кто мог это сделать? В одночасье и без тяжелой техники?
На третий день сотрудники решили встать на стражу, чтобы не допустить повторного саботажа дневной работы, однако они и представить себе не могли, что произойдет той ночью.
К изумлению и страху каменщиков, они увидели, как ночью «маленьким существам» дали задание разрушить сооружение руками и древними орудиями… Один из рабочих сказал другим, что увиденное не было гоблины или демоны, а легендарные «Алюксы», и поскольку они являются хранителями священных земель, люди должны запрашивать у них разрешение на строительство моста или любую другую работу на их земле.
Выслушав это объяснение, было решено привести Людей Икс, жреца майя, и на специальной церемонии он попросит разрешения, чтобы можно было поднять мост Низук-Канкун, и с разрешения этих существ, строительство было завершено, и больше он никогда не разрушался.
По совету жреца майя под конструкцией моста была построена небольшая пирамида, чтобы заключить договор с алюксами.
Эта пирамида, известная как «Casa de Los Aluxes», оставалась под мостом до 3 июля 2022 года, когда местные власти решили реконструировать эту дорогу, и дом был снесен».
Разрушение пирамиды расстроило алюксов? Поскольку они еще не отреагировали бурно, а с момента проведения работ по сносу прошло уже несколько месяцев, можно с уверенностью предположить, что они пропустили это. Во всяком случае, kahtal alux, т.е. «дом алюкса», через семь лет обычно опечатывают, чтобы алюкс не сошёл с ума, а с момента постройки моста, я полагаю, прошло уже семь лет.
Верования и рассказы об алюксах вплетены в жизнь и фольклор юкатанских фермеров и являются, совершенно очевидно, продолжением верований майя в карликов, обладающих магическими способностями.
Во времена майя карлики дружили с королевской семьей и пользовались большим уважением как строители, писцы, советники, прорицатели и защитники. Майя считали карликов первобытными существами, гораздо более древними, чем люди, населявшими Первое Творение.
Сегодня эти загадочные существа, способные становиться невидимыми по желанию, существенно сократили свое взаимодействие с нами и предпочитают оставаться на периферии нашего существования, выполняя функции защитников священных мест, лесов, сенотов и сельскохозяйственных угодий.
Иногда они требуют подношения от фермеров и подшучивают над ними — хотя бы для того, чтобы сохранить свою легенду.
Мы не знаем, почему карлики со временем стали такими неуловимыми, до такой степени, что большинство людей сегодня считают их мифическими существами. Тем не менее, тот факт, что они время от времени продолжают появляться в некоторых конкретных частях мира, говорит о том, что они еще не готовы прекратить свое участие в делах человечества.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш