Как философы XX века объясняли призраков

Матиас Моравец, преподаватель философии Королевского университета Белфаста, с удивлением обнаружил, что некоторые философы XX века были не только увлечены абстрактными логическими теориями, но и активно исследовали загадочные темы, такие как ясновидение, телепатия и даже призраки.

Многие из этих мыслителей, включая Анри Бергсона и Уильяма Джеймса, были увлечены так называемыми «психическими исследованиями». Это было академическое изучение паранормальных явлений, включая телепатию, телекинез и существование потусторонних духов. Эти философы XX века посещали спиритические сеансы и пытались разработать теории о призраках, жизни после смерти и способностях медиумов, находящихся в трансе. В ходе своего недавнего архивного исследования Матиас Моравец изучил, как эти темы повлияли на философию XX века.

**К. Д. Брод (1887–1971)**

К. Д. Брод был профессором философии в Кембриджском университете и сейчас считается одним из важнейших авторов в области философии времени. Он также публиковался по этике, логике и истории философии. Однако менее известно, что он активно участвовал в работе Общества психических исследований — научного сообщества, занимающегося изучением паранормальных явлений. Общество дважды избирало его своим президентом, и он много публиковался на такие темы, как ясновидение и полтергейст.

В своей книге «Разум и его место в природе», вышедшей в 1925 году, Брод разработал то, что стало известно как «составная теория» призраков. Он утверждал, что человеческий разум состоит из двух компонентов: «физического фактора», примерно соответствующего телу, и «психического фактора», который несёт в себе наше ментальное содержание, например, эмоции или мысли. Эти два фактора вместе образуют человеческий разум — точно так же, как соль состоит из натрия и хлора.

Брод считал, что после смерти психический фактор может некоторое время существовать самостоятельно и может войти, подобно духу, в медиума во время сеанса.

Вас может заинтересовать:  Ховринская больница: мистический очаг Москвы

**Образы в эфире**

Другим философом, интересовавшимся призраками и духами умерших, был Х. Х. Прайс (1899–1984). Он был профессором логики в Оксфордском университете и наиболее известен своими публикациями по философии восприятия. Как и Брод, он активно участвовал в работе Общества психических исследований и посетил несколько международных конференций, посвящённых жизни после смерти и телепатии.

В своём президентском обращении к обществу в 1939 году Прайс попытался объяснить, что такое призраки и привидения. Он утверждал, что в любой момент времени ваш разум наполнен «мысленными образами» — воспоминаниями о последнем отпуске, тем, что вы видите за окном, вашими надеждами и ожиданиями на будущее.

Прайс предположил, что существует вещество, которое он назвал «психическим эфиром», находящееся на полпути между материей и человеческим разумом. Он считал, что этот эфир может переносить образы, которые в данный момент существуют в вашем сознании, даже после вашей смерти. Совокупность этих образов и воспоминаний может показаться призраком некоторым особенно чувствительным людям.

**Что означает слово «призрак»? **

Казимир Леви (1919–1991) был одним из самых влиятельных философов-логиков XX века. Большую часть своей карьеры он провёл в Кембриджском университете, и библиотека факультета философии там названа в его честь.

Сейчас Леви больше всего известен своими работами по логике. И мало кто знает, что на самом деле он написал докторскую диссертацию (которую рецензировал Брод) о жизни после смерти.

В первую очередь его интересовал язык и значения терминов, которые люди используют, когда говорят о призраках и жизни после смерти. Что значит сказать, что я могу пережить смерть своего тела? Какой опыт должен быть у меня как у призрака, чтобы утверждение «Я пережил свою смерть» было правдой? Должен ли я быть способен видеть себя в зеркале или разговаривать с людьми в комнате для спиритических сеансов?

Вас может заинтересовать:  Теневые люди в отеле "Призрак орлиного гнезда" (видео)

Льюи настаивал на том, что на эти вопросы нужно ответить, прежде чем рассматривать эмпирические «доказательства» существования призраков.

После серии скандальных и получивших широкую огласку разоблачений медиумов-мошенников, притворявшихся обладателями сверхъестественных способностей. И обвинений в использовании псевдонаучных методов исследования, парапсихологические исследования в конечном счёте отошли на второй план в академических кругах. Например, Леви больше не писал на эти темы после защиты докторской диссертации в 1943 году.

Тем не менее, несмотря на недолгий срок существования, академические исследования в области парапсихологии оказали значительное влияние на целое поколение британских философов. Они сформировали их взгляды на время, причинно-следственные связи и материю. И дали им возможность задуматься над одним из самых насущных вопросов жизни: что происходит после нашей смерти?

Матиас Моравец, преподаватель философии, Королевский университет Белфаста.

(Посещений всего:96, Визитов сегодня:1)

Вам может понравиться:

Рекомендации редакции:

+ Пока нет комментариев

Добавьте ваш