Немецкий город Мюнстер в провинции Северный Рейн-Вестфалия, сегодня мирный университетский городок. Бывший когда-то центром бурной главы в истории, а именно жестокого восстания анабаптистов. В течение почти 500 лет три железные клетки размером с человека оставались свисающими с церковного шпиля как напоминание о непослушании повстанцев 16 века. Клетки, в которых когда-то хранились изуродованные и замученные тела трех лидеров повстанцев, теперь висят пустыми. По-прежнему вызывая споры среди горожан, не все из которых согласны с тем, что этот символ пыток должен отображаться в их городе.
Реформа церкви
В 1530 году Мюнстер был городом, разделенным между католической аристократией и бесправными крестьянами, бедняками и реформистами. Во главе последнего стоял Бернхард Ротман, протестант-евангелист, у которого появилось много последователей среди разгневанных жителей города. Которые чувствовали, что их права не соблюдаются. Растущее число повстанцев угрожает положению католической церкви и ее гегемонии. Это встревожило принца-епископа Франца фон Вальдека. Который пытался изгнать реформистов и их лидера из города.
Однако под давлением сторонников Ротмана городской совет этого не допустил. 14 февраля 1533 года совет Мюнстера предоставил религиозную свободу всем группам в городе.
Ян Маттис, проповедник-анабаптист из Лейдена в Нидерландах, полагал, что этот договор о религиозной терпимости сделает Мюнстер идеальным местом для утверждения его реформистской утопии. Секта анабаптистов, или “перекрещенных”, подвергалась широким преследованиям за их веру в то, что только добровольное крещение во взрослом возрасте позволит человеку войти в Царство Небесное. Таким образом, их дети не были крещены, чего многие опасались и даже считали еретическими. Одним из центральных постулатов анабаптизма, который придерживался Ян, было социальное равенство. Наряду с его идеей запретить частную собственность и деньги и установления своего рода чистого коммунизма.
Это не устраивало благочестивых католиков и протестантских лютеран. Якобы Ян Лейденский был сторонником полигамии. Однако по прибытии в Мюнстер Яна Лейденского и его последователей приветствовал Ротман, принявший их радикальные идеалы.
Ян быстро стал царем того, что вскоре стало известно как “Новый Иерусалим”. Проповедуя, что Второе пришествие Иисуса Христа произойдет на Пасху, и возглавил восстание против католического правления. Городской совет был захвачен фанатиками-анабаптистами. В результате стремительного изменения статус-кво. Воодушевляющие призывы Яна казнить тех, кто отказывался от повторного крещения. Привели к тому, что многие католики и лютеране бежали из города, когда в него вторгся поток анабаптистов.
Мятежники схвачены
Повстанцы сожгли все книги, кроме Библии. Всех женщин, достигших брачного возраста, заставляли брать в жены – у самого Яна было 16 жен. Телесные наказания применялись свободно за тривиальные проступки против новой иерархии. Пытаясь положить конец этому анархическому религиозному пылу и восстановить католический контроль над Мюнстером. Епископ фон Вальдек собрал наемную армию и осадил город. В ночь на 25 июня 1535 года город был окончательно разрушен. С помощью захваченного дезертира-анабаптиста армия фон Вальдека вошла через главные ворота и отбила Мюнстер. Ян Лейденский и два его ближайших последователя, Бернд Книппердоллинк и Бернд Кнехтинг, были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам с использованием различных методов.
Перед смертью их неоднократно обжигали горячими клещами. После того, как заключенные были убиты, ван Вальдек приказал изготовить три железных клетки. Чтобы показать изуродованные тела в качестве предупреждения другим потенциальным повстанцам. Их останки висели на башне 50 лет. Тела были пиршеством для воронов, которые регулярно навещали их. Эта сцена побудила художников нарисовать ее многочисленные картины. После извлечения тел клетки оставили на шпиле. В 1800 году первоначальную башню снесли и перестроили, а клетки вернули на место. Во время Второй мировой войны Мюнстер был целью британских бомбардировок. Церковь Святого Ламберти получила прямое попадание, в результате которого клетки рухнули. Через четыре года церковь отстроили заново, а отремонтированные клетки вернули на прежнее место.
Клетки были и остаются предметом дискуссий о религиозной терпимости, поскольку они рассматриваются как символ тирании и агрессии. В 1987 году в церкви установили лампочки, заменившие свечи, горящие от заката до рассвета “в память об их ушедших душах”.
Церковь Св. Ламберти в Мюнстере интересна по дополнительной и не связанной с этим причине. Это единственная церковь в Мюнстере, в которой есть “тюрмерин” или смотритель. Одиночный пост в настоящее время занимает Мартье Салье, первая женщина-тюрмеринка Мюнстера.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш