В отличие от подводной лодки, которая может скрываться под волнами. Или артиллерийского танка, который может маскироваться среди деревьев и окружающей местности. В открытых водах океана нет укрытия для изрыгающего дым корабля. «Ослепляющий камуфляж» — весьма неожиданное и довольно смелое решение.
Принцип: не прятать корабли, а сделать их видимыми!
Так как же можно замаскировать корабль во время войны? Это был вопрос, который беспокоил Великобританию во время Первой мировой войны. Немецкие подводные лодки создавали хаос в Атлантике, топящие торговые суда в угрожающих количествах.
Были предложены идеи: накрыть их зеркалами; замаскировать под гигантских китов; накрыть холстом, чтобы они выглядели как облака; или сделать их похожими на острова. Но Норман Уилкинсон, лейтенант запаса добровольцев Королевского флота, придумал гениальное решение.
Вместо того, чтобы пытаться скрыть корабли, — сделать их заметными! Раскрашивая их причудливыми формами и резкими контрастами цветов, чтобы «ослепить» врага.
«Поскольку невозможно было раскрасить корабль так, чтобы его не увидела подводная лодка, ответом была полная противоположность. Иными словами, нарисовать его не для плохой видимости, а так, чтобы рассеять видимость его формы.
И, таким образом, сбить с толку офицера-подводника определять курс, по которому она шла», — позже рассказал о своем изобретении Уилкинсон. Который до войны был художником, графическим дизайнером и иллюстратором газет.
«Ослепляющий камуфляж» Нормана Уилкинсона
«Ослепляющий камуфляж», как стала называться концепция Уилкинсона состояла из множества геометрических форм и кривых полос. Завитков и нерегулярных абстрактных — в контрастных цветах, таких как черный и белый, зеленый и лиловый, оранжевый и синий.
Эти формы и цвета могут сбить с толку капитана подводной лодки, смотрящего в перископ. Что затрудняет определение фактической формы, размера и направления корабля. Смелые формы на носу и корме могут затруднить различение одного от другого.
Узоры, искажающие форму корабля, затрудняли определение того, что было спереди или сзади, и даже было ли это одно судно или два. Иллюзии усиливают изогнутые линии, из-за которых дымовые трубы кажутся наклоненными в другом направлении.
Для наводчика подводной лодки, стремящегося поразить движущуюся цель на расстоянии сотен метров, важны скорость, расстояние и направление корабля. Как объяснил Рой Беренс, профессор Университета Северной Айовы, точное прогнозирование траектории движения кораблей имеет первостепенное значение для успешного попадания в цель.
Если вы в подводной лодке, целящейся в корабль, вы должны рассчитать, насколько быстро корабль идет, куда идет. И нацелить торпеду так, чтобы они оба одновременно оказались в одной и той же точке.
У наводчика, как правило, было менее 30 секунд, чтобы увидеть корабль-цель через перископ. Избегая риска, что перископ будет замечен и выдаст местоположение подводной лодки. Типичная подводная лодка также несла очень ограниченное количество очень дорогих тихоходных торпед. Поэтому правильные расчеты были важны.
Идея Уилкинсона заключалась в том, чтобы «ослепить» наводчика так, чтобы он либо не мог уверенно произвести выстрел, либо промазал.
Изобретение оценил король Георг V
Уилкинсон разработал сотни схем камуфляжа. Чтобы определить эффективность каждого из них, Королевская академия художеств создала масштабные модели кораблей и раскрасила их с помощью тестовых шаблонов.
Затем они были помещены на вращающийся поворотный стол и просматривались через перископ с использованием экранов, источников света и фона. Чтобы увидеть, как схемы ослепительной окраски будут выглядеть в разное время дня и ночи.
Уилкинсон даже произвел впечатление на короля Георга V, используя одну из этих моделей. (Георг V — король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии). Посмотрев в телескоп, король объявил, что корабль движется «с юга на запад». Но с удивлением обнаружил, что он движется с востока на юго-восток.
Я был профессиональным моряком в течение многих лет. И я бы не поверил, что меня так обманули в своих оценках. (Георг V).
Менее чем через год после того, как Королевский флот начал «ослеплять» корабли, около 2300 британских кораблей были окрашены в камуфляж. А к концу войны это число увеличится до более чем 4000. Американцы также использовали ослепительные узоры для камуфляжа, раскрасив около 1200 торговых судов дизайном Уилкинсона.
Статистика использования
По статистике сложно сказать, сработал ли камуфляж с эффектом ослепления. Например, в первом квартале 1918 года 72 % атакованных раскрашенных кораблей были потоплены или повреждены. По сравнению с 62 % не раскрашенных кораблей.
Это означает, что ослепление не минимизировало урон от торпеды. Но во втором квартале 60 % атак на раскрашенные корабли закончились потоплением или повреждением. По сравнению с 68 % атак без камуфляжа.
Ослепляющий камуфляж снова использовался во время Второй мировой войны США на своих кораблях и в качестве эксперимента на небольшом количестве самолетов. Но камуфляж на самолетах оказался менее эффективным.
Сегодня, с появлением технологии электронного наблюдения, ослепление корабля больше не обеспечивает никакой защиты. Но камуфляж в целом остается жизненно важной частью наземной войны.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш