[ad_1]
Смерть британской королевы Елизаветы II в начале этого года спровоцировала ретроспективы ее правления, а также размышления о правлении других женщин-монархов. Многие влиятельные женщины-лидеры Запада хорошо известны, но также были многочисленные мусульманские королевы и султанши, правившие могущественными королевствами.
1) Султана Тадж-уль-Алам (годы правления 1641-75)
Тадж уль-Алам Сафиатуддин Сия родился в 1612 году в семье Искандара Муды, короля Ачеха (современная Индонезия), и его королевской жены Путри Сани. Правление ее отца было известно как «золотой век» Ачеха, но он был деспотом, правившим с помощью военной мощи, а не дипломатии. На момент смерти у него не было законных наследников мужского пола, поскольку он убил собственного сына всего за несколько месяцев до своей кончины. Поэтому он выдвинул кандидатуру и посадил на престол своего зятя Искандара Тани.
Этот шаг Искандара Муды проигнорировал Оранг Кая, лигу знати, которая помогала управлять королевством. Название группы элит переводится как «богатые люди»; как таковые, они сыграли очень важную роль в королевской преемственности. Как писал Шер Бану А.Л. Хан:
«Хроники показывают, что элиты играли важную роль в назначении и требовании правителей: слабые правители — те, кто обладал неприемлемыми чертами личности, вредными для королевства, — смещались. Это означает, что согласие дворянства и принятие кандидата было жизненно важным условием преемственности правителя».
Искандар Тани был показным и экстравагантным правителем. Во время его правления королевская казна истощилась, так как король заказывал экстравагантные украшения у голландцев. Всего через пять лет пребывания у власти он загадочно умер, что привело многих историков к выводу, что его убили. Его смерть привела к кризису, потому что не было законных наследников мужского пола с надлежащим королевским прошлым. Когда некоторые из Оранг-Кайя провозгласили себя королем, их товарищи-Оранг-Кайя не хотели видеть на троне одного из своих, поэтому внимание переключилось на Сафиатуддин, дочь Искандера Муды и вдову Искандара Тани. Хоссейн Камали написал в своей книге: История ислама в 21 женщине :
«Что касается наследования, то в Султанате не было жестких правил. Подходящий кандидат должен был быть уроженцем Ачеха и королевского происхождения и должен был продемонстрировать приверженность принципам справедливости, как они определены в исламских терминах и понимаются в малайских традициях или обычаях (адат)».
Поскольку монарху не нужно было быть мужчиной, через три дня после смерти Искандара Тани Сафиатуддин взошел на трон с одобрения Оранг Кайя и Оранг Кая. улемы (мусульманские знатоки исламского права) в возрасте 29 лет. Она унаследовала трон в беде, потому что Голландская Ост-Индская компания медленно устанавливала власть на соседних территориях. Несмотря на многочисленные политические столкновения с голландцами, пытавшимися получить монополию на торговлю оловом и перцем, Ачех выстоял против давления и даже сохранил свои вассальные государства.
Султана Тадж уль-Алам Сафиатуддин Шия успешно правила Ачехом в течение тридцати пяти лет, прокладывая путь будущим королевам. Голландские ученые писали, что во время правления королевы казалось, что Ачехом всегда правила женщина-монарх. После ее смерти в 1675 году ее место заняли три последовательные королевы.

Картина султанши Тадж уль-Алам Сафиатуддин Сях, правившей султанатом Ачех в течение тридцати пяти лет. (Ханататури / СС ПО СА 4.0 )
2) Султана Шаджар ад-Дурр (годы правления 1249–1257)
Шаджар ад-Дурр была первой и единственной женщиной, восседавшей на египетском престоле после фараона Клеопатры VII, правившей тысячи лет назад. Шаджар ад-Дурр родилась рабыней, но после замужества с Маликом ас-Салихом Наджм ад-Дином Айюбом, восьмым правителем династии Айюбидов, Шаджар дослужилась до ранга королевы-консорта. Однако она оказалась во власти, когда Седьмой крестовый поход под предводительством короля Людовика IX вторгся в Египет.
Ее муж, Малик ас-Салих, погиб в разгар конфликта, и Шаджар пришлось скрывать смерть мужа, чтобы поддержать боевой дух солдат. Она издавала приказы от имени своего мужа и одержала решающую победу, даже взяв в плен французского короля. Ее ум и ценность были признаны дворянами, которые решили посадить ее на трон, когда сын Малика ас-Салиха не смог быть хорошим лидером. Первым делом она договорилась об огромном выкупе за короля Франции Людовика IX.
К сожалению, Египет находился под контролем Багдадского халифата, и халиф аль-Мустасим яростно выступал против восшествия женщины на египетский престол. Хотя Шаджар ад-Дурр не требовала каких-либо высоких титулов, она просила простого признания ее талантов и способностей в качестве главы египетского государства. В ответ на ее воцарение халиф послал простое сообщение, которое было призвано унизить. Как писала Фатима Мернисси в своей книге: « Забытые царицы ислама». :
«Тогда халиф отправил египетским эмирам известное послание, столь унизительное для нее, в котором он объявил, что готов предоставить им несколько способных мужчин, если их больше не будет в Египте, поскольку они вынуждены выбирать женщину. ”
Несмотря на отказ халифа, Шаджар ад-Дурр принял титул Маликат аль-Муслимин , что означает «Королева мусульман». Однако всего через 80 дней после ее правления огромное давление со стороны внешних сил привело к тому, что Шаджар согласилась на второй брак с Изз ад-Дином Аюбеком. Условием женитьбы было то, что Аюбек должен был развестись со своей первой женой, что он и сделал.
Шаджар ад-Дурр могла править королевством, но ее новому мужу не нравилось оставаться в стороне, и он планировал жениться на иностранной принцессе, чтобы усилить свою власть. Когда Шаджар узнала об этом, источники утверждают, что она могла организовать его убийство. В конце концов, сын Аюбека, Мансур, с помощью мамаликов, египетской знати, взял власть в свои руки.
Шаджар ад-Дурр была передана матери Мансура, бывшей жене Аюбека, которая жестоко отомстила бывшей царице.
«Шаджар ад-Дурр, бывшая султанша, была забита до смерти деревянными башмаками, затем ее тело затащили за ноги на вершину цитадели, а затем бросили на смерть с вершины. Тело Шаджар было растерзано собаками, прежде чем они сжалились и похоронили ее останки в мавзолее, который она построила сама».
Несмотря на свое короткое правление, она одержала большую военную победу, построила грандиозные памятники и попыталась превратить Египет в великую империю. К сожалению, она была окружена мужчинами, которые чувствовали угрозу ее силе и авторитету, и поэтому ее постигла такая ужасная участь.

Мавзолей Шаджар ад-Дурр в районе аль-Халифа, Каир (R Prazares / СС ПО СА 4.0 )
3) Султана Хадиджа (годы правления 1347-79)
Султана Хадиджа Мальдивская — еще один пример женщины-монарха с долгим и успешным правлением. В 1347 году после ожесточенной борьбы за власть султанша Хадиджа, дочь султана Салах ад-Дина Салиха, взошла на Мальдивский престол и правила 33 года. Именно во время ее правления известный исследователь Ибн Баттута отправился на Мальдивы и записал важную информацию о восшествии на престол Хадиджи:
«Единственными оставшимися в живых из правящего дома были три его сестры… Жители Мальдивских островов предпочли государю Хадиджу, и она была женой их оратора (хатыба) Джамал-уд-дина, ставшего визирем».
Ордены были изданы от имени султанши и проповедь, религиозное обращение, включающее признание государя, было даже провозглашено от ее имени. Это было то, чего никогда не делали ни с одной другой женщиной-королевой. проповедь считалось, что он был зарезервирован для правителя-мужчины. Султанша Хадиджа была мудрой правительницей и правила своим королевством с помощью своего мужа. Она умерла в 1379 году, и ее заменила младшая сестра Мириам.
4) Султан-регент Теркен Хатун (годы правления 1072-1094)
Теркен Хатун была второй женой и главной супругой султана Империи Сельджуков, Малик Шаха I. Она была караханидской принцессой и дочерью Тамгач-хана Ибрагима, великого царя своей эпохи. Чтобы еще больше закрепить свое положение, она родила наследника империи Махмуда I.
Ее жизнь изменилась, когда ее муж был убит в 1092 году. Опасаясь за жизнь своего сына и потому, что он был еще несовершеннолетним, Теркун взял власть от его имени. Ее первым действием в качестве регента было обеспечение ее правления. Самый сложный вызов ей бросил аббасидский халиф аль-Муктади (по совпадению также ее зять), который был против того, чтобы правителем была женщина, и поэтому не позволял проповедь быть провозглашена от ее имени.
Несмотря на противодействие, она смогла улучшить политическую ситуацию в своей стране, пытаясь проложить дорогу своему сыну. К сожалению, она внезапно скончалась во время конфликта, за которым через месяц трагически последовал ее сын.

Малик-Шах I сидел на своем троне около 1315 года. Его смерть поместила Теркен Хатун на трон в качестве регента, хотя ее правление как женщины-монарха было довольно коротким. ( Всеобщее достояние )
5) королева Арва ас-Сулейхи (годы правления 1065–1138)
Арва бинт Ахмад ас-Сулайхия была королевой Йемена и удерживала власть почти полвека. Говорят, что она пользовалась привилегией и непререкаемым положением главы государства. Как и у султанши Хадиджи, у Арвы была проповедь провозглашена от ее имени.
Арва пережила потерю родителей в молодом возрасте и выросла при дворе своего дяди по отцовской линии Али ас-Сулейхи и его королевы Асмы бинт Шихаб ас-Сулайхия. Именно в такой среде Арву воспитывала волевая тетка, правившая наравне с мужем. Одно различие между Арвой и ее тетей Асмой заключалось в том, что Асма правила без чадры, посещая встречи с открытым лицом; однако Арва предпочла остаться в тени. Впечатленные интеллектом Арвы, в 17 лет Али и Асма выдали ее замуж за своего сына аль-Мукаррама. После смерти Асмы Арва взяла на себя управление своим мужем аль-Мукаррамом, который даровал ей такое же уважение и свободу, как и его матери.
Фатима Мерниси написала в своей книге: Забытые королевы ислама :
«Историки подчеркивают, что Арва уделяла все свое внимание военным завоеваниям, ей нужно было доказать, что династия по-прежнему сильна, как никогда, несмотря на потерю ее великого лидера Али и инвалидность аль-Мукаррама. В политике, в отличие от музыки, быть женщиной не смягчает поведения».
Другой историк XIX века, Ясин аль-Хатиб аль-Амри, описал Арву как правителя, который «прекрасно понимал, как управлять делами государства и войны».
Королева Арва аль-Сулейхи была успешной женщиной-монархом, оставившей после себя прекрасные архитектурные памятники, такие как знаменитая мечеть Саны. Она создала культурные и религиозные центры, следя за тем, чтобы учителям и ученым платили хорошо. Королева Арва была интеллектуально одаренной и эффективной королевой, а также непревзойденным администратором.

Мечеть королевы Арвы, вид из дворца королевы Арвы (Муфаддалкан / СС ПО СА 3.0 )
https://www.youtube.com/watch?v=KBfaW-vYj5I
Выводы о женщинах-монархах
Обстоятельства, окружавшие восхождение этих женщин-монархов, были уникальны, но нельзя отрицать, что, восседая на троне, они выполняли свои обязанности энергично и ответственно. Они защищали свой народ от захватчиков, поддерживали процветание своей экономики и помогали влиять на культурное и духовное возрождение своих королевств. Они заслуживают того, чтобы их помнили за их выдающиеся таланты и храбрость, которые обеспечили безопасность их народа и процветание их империй.
Верхнее изображение: Женщины-монархи были редкостью, но не были чем-то неслыханным во всем мире. Как и их коллеги-мужчины, у них был смешанный послужной список. Источник: ФрэнкБостон / Адоб Сток
Хадиджа Таусиф
[ad_2]
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш