В 1993 году в Кливленде, штат Огайо, похоронное бюро Дж. К. Смита закрылось, и в помещении проводилась очистка. Когда уборщицы опустошали темный подвал похоронного бюро, было обнаружено мумифицированное тело. Которое пролило свет на утерянную трагическую историю из Квинсленда 19 века.
Открытие, наконец, дало долгожданные ответы на загадку из их прошлого. Мумифицированное тело принадлежало австралийскому аборигену. И было установлено, что это некогда знаменитый «Тамбо». В 1880-х годах Тамбо, его жена и 15 других коренных жителей были приглашены Финеасом Тейлором Барнумом и Джеймсом Энтони Бейли.
В качестве звезд в цирк Барнума и Бейли. Он был выставлен как часть аттракциона «человеческих странностей» в цирке. Где с первой половины XIX века демонстрировалось «Шоу уродов». Барнум считается пионером подобных аттракционов.
Колониализм и повествование о превосходстве Запада
В 19 веке европейские державы начали колониальную экспансию по всему миру. Одним из внутренних последствий такой экспансии было растущее любопытство среди западной общественности примеров культур и незнакомых народов, порабощенных этой экспансией.
Примеры коренных народов, внешне совершенно отличных от жителей Запада. Рассматривались как часть феномена «людей со странностями». Их выставляли напоказ в таких цирках, как Barnum & Bailey. Как примеры триумфа европейской колонизации против обществ, которые считались менее развитыми.
Черты лица и пропорции тела коренных жителей были неблагоприятны по сравнению с анатомией и морфологией европейцев. Это создало ошибочное и корыстное повествование о превосходстве западных народов над другими народами, часто изображаемыми как дикари.
Родоначальник современной антропологии XIX века Иоганн Фридрих Блюменбах пошел дальше. Он провозгласил западного человека идеалом цивилизационного прогресса. Он утверждал, что жители Запада принадлежали к кавказской расе. Которая считалась высшей по сравнению с другими расами из-за предполагаемой телесной гармонии и эстетической красоты.
Происхождение «шоу уродов»
На заре Просвещения антропологическая наука вызвала большое любопытство по поводу незнакомой внешности коренных народов со всего мира. По мере того, как рынок расширялся и росло увлечение людей путешествиями и наукой. «Шоу уродов» с участием таких людей, казалось, воспользовалось этим увлечением — «ориентализмом».
Оно началось в зоологических садах и парках в Европе 18 и 19 веков. Где коренные жители неевропейского происхождения представлялись в качестве экзотических достопримечательностей. В то время как интерес людей к более знакомым зоологическим экспонатам снижался.
К первой половине XIX века эти выставки расширились и стали частью цирков; специализированных экзотических сообществ; музеев восковых фигур; анатомических музеев; ярмарок и «Кабинетов диковинок».
Теория эволюции XIX века была использована откровенно шовинистическим образом. Разделив мир за пределами Европы на колонии «дикарей». Коренные племена, такие как зулу, кой-кои, сан или австралийские аборигены. Рассматривались как физически аномальные люди и обычно сравнивались с монстрами или животными.
Одна из самых известных ранних ярмарок, Ярмарка Варфоломея. Она была описана Уильямом Вордсвортом как «Парламент монстров».
Обычаи таких коренных народов также были продемонстрированы западной аудитории как образцы технологически примитивных культур. Такие представления еще больше узаконили колониальную экспансию западного общества и их чувство культурного превосходства.
Дегуманизирующий характер этих «Шоу уродов» создал вымышленную и самовозвеличивающую иерархию для западной аудитории. Подразумевая, что такой экспансионизм и подчинение были естественным и уместным поведением. Эти выставки оставались культурно актуальными до распада колониальных империй в середине 20 века.
Барнум и его «Человеческий цирк странностей»
Ф. Т. Барнум был одним из пионеров этих «шоу уродов». Барнум рискнул в этой отрасли в 1835 году. Когда он продемонстрировал парализованную рабыню по имени Джойс Хет, которой он владел. Хотя ей было около 80 лет, Барнум рекламировал ее как 161-летнюю медсестру Джорджа Вашингтона. Он выставлял ее по всему северо-востоку Америки до ее смерти в 1836 году. После чего он организовал публичное вскрытие Хет в погоне за дальнейшей прибылью.
В то время ходили популярные утверждения, что Барнум морил голодом Хет, пока она была жива, и насильно удалил ей зубы, чтобы она выглядела старше. Эти истории попали в копеечную прессу, но, несмотря на это (или, возможно, из-за дурной славы, связанной с такими историями), «Шоу уродов» продолжали набирать популярность.
Прирожденные, экзотические, самодельные уроды
После 1841 года Барнум заново открыл свой музей. Причем эти «Шоу уродов» стали центральной достопримечательностью, широко ориентированной на семейную аудиторию.
Барнум разделил «фриков» на три категории: «прирожденные уроды», такие как полные дамы, карлики, «скелеты» и гиганты; «Экзотические уроды» из коренных культур; и «самодельные уроды», например, те, кто совершал новаторские поступки и сильно татуированные мужчины. Это снова оказалось чрезвычайно популярным и еще больше укрепило репутацию Барнума как «величайшего шоумена-фрика».
С популяризацией «Шоу уродов» любые примеры физического отличия от европейских расовых норм были выставлены на всеобщее обозрение западной публике.
В 19 веке койсанская женщина по имени Саартджи Баартман. Которую он в 1810 году купил в рабство у британского врача Уильяма Данлопа, получила имя Готтентот Венера. И выставлялась на рынке и в цирках в унизительных условиях до самой своей смерти в 1815 году.
Среди достопримечательностей, представленных Барнумом, гном Чарльз Шервуд Страттон. Он стал звездой шоу под сценическим псевдонимом «Генерал Том Тамб». Его действия включали танцы, пение, шутки, а также подражание мифологическим и историческим людям, таким как Геракл, Амур, Самсон или Наполеон Бонапарт.
Другими странностями, получившими популярность благодаря «Шоу уродов» Барнума, были Бартола Веласкес и Максимо Вальдес Нуньес, известные как «Последний из древних ацтеков» или «Дети ацтеков»; сиамские близнецы Чанг и Энг, известные как «сиамские близнецы». А также Энни Джонс, которая была представлена как «Бородатая девушка» или «Бородатая леди».
Вербовка «экспонатов»
Роберт Каннингем, рекрутер, работавший в цирке Барнума и Бейли, побывал на островах Хинчинбрук и Палм, расположенных на крайнем севере Квинсленда. Чтобы найти новые достопримечательности для следующей выставки под названием «Этнологическое собрание странных племен».
Каннингем хотел добавить в коллекцию различных коренных народов, в которую уже входили нубийцы южного Египта; тода южной Индии; зулусы Африки и сиу США. Племена австралийских аборигенов пополнились новинкой.
Неизвестно, как Каннингем убедил или заставил этих людей присоединиться к выставке. Но, согласно записям, шесть мужчин и две женщины из племени аборигенов, а также мальчик из клана Вулгуру присоединились к труппе Барнума. И цирк Бейли отправился в Чикаго из Палм-Айленда и Хинчинбрука на корабле в 1883 году. Сегодня считается, что люди племени аборигенов были либо обмануты Каннингемом, либо получили стимулы. Такие как обещание приключений или дорогая одежда.
Почетный научный сотрудник Лондонского университетского колледжа и антрополог Рослин Пойнант. В своей книге «Профессиональные дикари: жизнь в плену и западное зрелище» пишет. Что главными причинами присоединения коренных народов к труппе были «перемещение и лишение собственности в колониях, случайность и любопытство».
Согласно записям того времени, только два члена группы знали английский язык. Хотя их записи показывают, что они добровольно пошли вместе с Каннингемом, неясно, действительно ли кто-либо из людей, привлеченных таким образом, понимал, с чем они соглашались.
Ложь и зрелищность
Эти мужчины и женщины были представлены Барнумом как «австралийские каннибалы, метающие бумеранги». Игнорируя тот факт, что бумеранги не использовались коренными народами в качестве «главного оружия войны», как рекламировал Барнум.
Филип Ранг, австралийский кинематографист, выступавший в интервью BuzzFeed News. Отметил, что коренные австралийцы стали «визитной карточкой» всемирных выставок и этих «шоу уродов». «Группы аборигенов считались каннибалами, бросающими бумеранги, хотя аборигены не были каннибалами», — сказал он.
Этих «австралийских каннибалов», которых пропагандировал Барнум, заставляли метать бумеранги; петь; танцевать вместе со слоном по имени Джамбо для развлечения толпы. В первый день шоу в Чикаго на выступления этих «австралийских дикарей» пришло более 30 000 человек. Такие зрелища были в высшей степени бесчеловечными.
Кэссиди — владелец небольшого музея истории и культуры аборигенов на станции Мунгала в Квинсленде. У которого есть выставочное пространство, где были выставлены истории этих мужчин и женщин. По словам Кэссиди, аборигены были измерены антропологами и представлены для фотографий в западной одежде.
Когда они путешествовали из США в Европу и Россию. Этим коренным группам, входившим в труппу Барнума, Барнум также разрешил посещать ярмарки и музеи в США. Они были известны тем, что обеспечивали «образование и развлечения», имея в виду нравственное воспитание и развлечение рабочего класса.
Виртуальные заключенные
Есть свидетельства того, что после окончания сезона представлений этим аборигенам была предоставлена некоторая свобода и деньги. Тем не менее, племенные люди в значительной степени полагались на Каннингема в плане жилья, медицинской помощи и еды. Оказываемая медицинская помощь часто была недостаточной и приводила к тому, что большая часть труппы умирала от пневмонии. Поскольку они не могли акклиматизироваться к холодным условиям северного полушария.
Культурная кража и наследие стыда
Эти «шоу уродов» постепенно перестали пользоваться популярностью у публики в первой половине 20 века. С ростом популярности кино и ростом международного туризма после Второй мировой войны. По прошествии более чем полувека правда о таких выставках исчезла из поля зрения современной общественности. И существует риск того, что массовое использование таких достопримечательностей может быть приукрашено развлечениями.
Предлагаемыми современными голливудскими блокбастерами. Это оказывает медвежью услугу жестокому обращению и страданиям коренных народов во всем мире. Со стороны предпринимателей-эксплуататоров, таких как Ф. Т. Барнум, «Величайший шоумен».
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш