Христианские святые были способны на многие чудеса: исцеление и воскрешение мертвых, изгнание бесов, левитация, предвидение будущего. Одной из самых впечатляющих способностей можно считать взаимодействие чудотворцев с животными. Умение успокаивать, находить общий язык и даже подчинять зверей даровалось многим святым. Возможно, они этому просто научились? Святые дрессировщики?
Во времена гонений на первых христиан у римских императоров существовала неприятная привычка бросать смутьянов львам. Так как число христиан неуклонно росло, львы редко оставались голодными. Иногда преступников просто оставляли на ночь с животными в яме, но чаще организовывали представление — против человека, привязанного к столбу или попросту безоружного, на арену выпускались хищники.
Христиан казнили настолько часто, что это вошло в чудовищную традицию: их кидали львам чтобы «отвратить» засухи, голод, эпидемии, наводнения и землетрясения, а точнее, чтобы немного утихомирить жаждущую крови толпу. Мученическая смерть подобного рода начала восприниматься как почетная, и многие христиане желали окончить жизнь именно в пасти льва. Но, несмотря на популярность, способ этот надежностью не отличался.
Еще в VI веке до нашей эры вавилонский царь Дарий повелел кинуть библейского пророка Даниила в ров со львами, но наутро обнаружил того живого и невредимого. Обидчиков же Даниила, брошенных чуть позже в ту же яму, львы не пощадили.
Позже способность усмирять львов переняли и христианские святые – апостол Павел, святой Витт, Татьяна Римская, святая Фекла, великомученик Евстафий и многие другие. Львы неизменно отказывались нападать на мучеников, ластились к ним и лизали ноги, а в некоторых случаях даже защищали их от обидчиков и других свирепых животных.
Как правило, это не спасало святых от страшной смерти, их все равно умерщвляли через отсечение головы, распятие, утопление в кипящем масле. Но зрители, наблюдавшие за бессилием палачей, проникались сочувствием к христианам и уважением к их вере.
С дикими львами, у которых уж точно не было никакой привязанности к людям, у святых тоже складывались не худшие отношения. Если верить Евангелию Псевдо-Матфея, сам Иисус, будучи в восьмилетнем возрасте, заглянул в пещеру со львами неподалеку от Иордана. Наблюдавшие за этим жители Иерихона решили, что тут-то мальчику и конец, но спустя недолгое время он вышел из пещеры, окруженный резвящимися львятами и преклоняющимися матерыми львами. По сути притчи, звери узнали сына Божьего раньше, чем это сделали люди.
Блаженный Иероним, известнейший церковный писатель IV-V веков, создатель канонического латинского текста Библии, однажды столкнулся с хромым львом, случайно зашедшим в монастырь. Пока остальные монахи прятались по углам, Иероним спокойно осмотрел зверя и вытащил из больной лапы огромную занозу. С тех пор хищник всюду сопровождал святого, охранял монастырского осла и даже выполнял его обязанности, когда потерял бдительность и осла украли грабители.
Схожая история произошла и с Герасимом Иорданским, также спасшим льва от занозы и опасной нагноившийся раны. Во многих мифах львы скорбят по ушедшим божьим людям, собственными когтями вырывая для них могилы, как в историях о кончине Павла Отшельника и Марии Египетской.
Львы играют особую роль в христианских летописях, и это не удивительно, ведь образ могучего и благородного животного, смиренно покоряющегося святому, выглядит крайне эффектно. Но, не считая того, что настоящие львы особым «благородством» не отличаются, для дружбы с ними также не требуется обладать божественной силой.
Если правильно выстраивать общение даже с дикими и голодными львами (что, конечно, сильно зависит от их характера), рано или поздно они могут принять человека в свой прайд. Могилу после смерти вряд ли выроют, но поделятся добычей и при случае защитят от опасности. Не исключено, что это хорошо понимали святые.
Медведи занимают почетное второе место среди свирепых зверей, нашедших язык со святыми, особенно в православии. Преподобный Сергий Радонежский как-то сжалился над голодным медведем, отдав ему последний кусок хлеба, и с тех пор они крепко подружились. Святой Серафим Саровский, долго живший в келье в лесу, также кормил огромного медведя хлебом с рук, чем однажды крепко напугал пришедшую его навестить монахиню Матрону.
По логике развития историй, медведи должны бы были как-то послужить божьим людям, но нет — они просто являлись, брали хлеб из рук и позволяли себя гладить. Такое могло бы произойти и сейчас, учитывая интеллект и любопытство медведей, а также отсутствие какого-либо страха перед людьми. Разве что потомки медведя Радонежского по преданию раз в год приходили на его могилу и трижды кланялись тому, кто спас их предка от голодной смерти.
Что насчет других «братьев меньших», действительно меньших, а не размером со льва? Тут на первых позициях отличился Святой Франциск Ассизский, живший в конце XII – начале XIII веков. Он нес весть Божью птицам и растениям, проповедовал голубям и цветочным полям и вообще отличался исключительной добротой и милосердием ко всему живому, даже для святого. Однажды он укротил свирепого волка-людоеда, терроризировавшего окрестности города Губбио, убедив хищника жить в мире с горожанами.
Не отставал и Антоний Падуанский, католический святой XIII века, сын знатного лиссабонского рыцаря, принявший решение стать монахом. В отличие от более «крутых» чудотворцев, усмиряющих львов, волков и медведей, Антоний выбирал тварей поскромнее, зато не скупился на масштаб. Так однажды, будучи в городе Римини, он тщетно пытался обратить тамошних многочисленных еретиков в истинную веру.
Когда же слова к людям не возымели эффекта, святой встал на берег, где река впадала в море, и обратился к рыбам. Те явились на проповедь в огромном количестве и высовывались из воды, внимая словам Антония, разевая рты в знак понимания и благодарности. После такого представления большинство еретиков одумалось и обратилось к истинной вере.
В другом случае Антоний читал лекцию в монастыре города Монпелье, когда в открытые окна влетало оглушительное кваканье лягушек из пруда неподалеку. Монахи хотели закрыть окна, но святой остановил их и вежливо обратился к лягушкам с просьбой отложить пение на иное время. Те, разумеется, вняли, чем подняли авторитет Антония среди монахов до совсем уж заоблачных высот.
На других этапах своей биографии Антоний также делил хлеб с крысами, спасал голубку от нападения ястребов и заставил преклониться одного осла. На словах звучит скромно, но в контексте конкретных ситуаций эффект был не хуже, чем от укрощения львов.
Способность общаться с животными, приручать их добрым словом или усмирять твердой рукой — одна из самых полезных, если человек ведет отшельнический образ жизни в диких местах. Или, как вариант, живет в условиях, когда казнь через съедение львами является обыденностью.
Вероятнее всего большинство святых, на самом деле способных на чудеса, не надеялись на божью помощь в этом вопросе, а сами учились мастерству дрессировки. Но кто знает? Не зря говорят, что доброе слово и кошке приятно. То же относится и ко всем иным братьям нашим меньшим.
Использованы материалы статьи Максима Филаретова, oracle-today.ru
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш