Тёмный туризм или мрачный туризм (англ. dark tourism), чёрный туризм (англ. black tourism), скорбный туризм (англ. grief tourism), танатотуризм (англ. thanatourism) — разновидность туризма, связанная с посещением мест и достопримечательностей исторически связанных со смертью и трагедией. (ru.wikipedia.org)
Темный туризм носит образовательный смысл
Некоторые исторические места массовой смерти действительно предлагают вдумчивый образовательный смысл. Поля сражений, концентрационные лагеря, Чернобыль, катакомбы, дома с привидениями, мемориалы геноцида в Руанде и Камбодже: все это теперь места «темного туризма». Но это не обязательно что-то новое. Столетие назад организаторы могли доставить вас к местам недавно завершившейся Великой войны. Помпеи, где тысячи людей были погребены в результате извержения Везувия в 79 году. Веками наводнены туристами и охотниками за сокровищами. Их было так много в этом столетии. Что официальные лица пытались ограничить толпу, чтобы сохранить это место.
«С тех пор, как люди путешествовали на досуге, они путешествовали, чтобы наблюдать смерть, трупы и реликвии», — пишет географ Тони Джонстон. «Римские гладиаторские игры привлекали толпы со всей Империи; Средневековые европейские паломничества к христианским реликвиям мест смерти были обычным явлением; Туристы девятнадцатого века и местные жители посещали парижские морги, ежедневно посещали 40 000 человек!».
Танатотуризм
Вместо «темного туризма», который он считает «сенсационным и эмоционально нагруженным», Джонстон предпочитает термин «танатотуризм». Или путешествие, направленное на встречу со смертью. Как бы это ни называлось, похоже, его популярность растет. В местах зверств и бедствий — Аушвиц-Биркенау, Нагасаки и Хиросима, реактор No4 в Чернобыле.
«Принимая во внимание разнообразие мест, лицезрение смерти туристами — это, по сути, континуум. С образовательным, аутентичным и историческим, с одной стороны. И синтетическим, развлекательным и недостоверным — с другой», — пишет Джонстон. Лондонская темница, например, предлагает самопровозглашенные «кровавые и отвратительные» театральные представления. А сайт Освенцима предназначен для просвещения. И все же Джонстон цитирует польскую туристическую компанию, которая продвигает программу мальчишников. Которые проходят в концлагере: «Прокатитесь утром на квадроциклах, а затем посетите один из самых запоминающихся музеев мира».
Плюсы и минусы
«Сохранение и создание памяти в местах смерти и бедствий, кажется, неразрывно связано с туризмом и коммодификацией«, — пишет Джонстон. «Рассказы о смертях развиваются, проводятся экскурсии по местам, продаются сувениры, делаются фотографии и звонят кассовые аппараты». Конечно, эти смертельные бегства могут быть местом конфликта между жертвами. И / или их родственниками, с одной стороны, и силами коммерциализации, с другой. Джонстон приводит в пример вызывающий споры сувенирный магазин на территории музея. Точнее сувениры продающиеся там, в память событий 11 сентября во Всемирном торговом центре Нью-Йорка. Члены семей погибших были разочарованы «наличием брелоков, чехлов для мобильных телефонов, мягких игрушек, закладок, магнитов на холодильник и миниатюрных игрушечных пожарных машин».
В то же время у танатуризма есть свои плюсы. Как пишет Джонстон, «свидетельства указывают на представления мест смерти как средства узаконивания политической борьбы. И, потенциально, как инструмента развития, помогающего местному населению смириться со смертью».
«Темный туризм может способствовать развитию хорошей гражданской позиции и поощрять индивидуальную этическую ответственность с раннего возраста. Во все более светском обществе танатуризм может предоставить одну из немногих возможностей. Когда люди могут критически рассматривать смерть и отношения общества к ней».
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш