«Третья волна» Рона Джонса: тревожный эксперимент над детьми, вышедший из-под контроля: Иногда люди совершают поступки, которые идут вразрез с их собственными убеждениями, поддаваясь влиянию окружающих. Авторитетные личности также могут оказывать значительное воздействие на людей, побуждая их участвовать в опасных и незаконных действиях.
Эти явления стали особенно очевидными после Второй мировой войны и Холокоста, что вызвало вопросы о том, насколько люди способны участвовать в таких зверствах, просто следуя приказам.
Психологи провели множество экспериментов, которые привели к важным открытиям в области понимания человеческой природы. Например, эксперименты Милгрэма показали, что люди могут причинять боль другим, если им приказывает авторитетный человек. Точно так же тюремный эксперимент Зимбардо продемонстрировал, как обычные люди могут быстро превратиться в деспотичных личностей, получив власть.
Одним из менее известных, но не менее тревожных экспериментов стала «Третья волна». Начавшись как обычный школьный проект, она быстро превратилась в хаос, показав, как легко можно повлиять на людей и как быстро распространяются ненавистнические идеологии.
Идея школьного учителя
В 1967 году Рон Джонс, молодой учитель истории из Калифорнии, столкнулся с непростой задачей. Он пытался объяснить своим ученикам, как население Германии могло оставаться в неведении о Холокосте и почему оно поддерживало нацистский режим. Несмотря на все его усилия, ученики не могли этого понять.
Тогда у Джонса возникла идея. «Что, если я покажу им это на примере? » — подумал он. Он решил имитировать «фашистское» движение в своем классе, чтобы ученики могли на собственном опыте увидеть, как легко поддаться групповому давлению и пропаганде. Он назвал свой эксперимент «Третья волна».
Задуманная как краткое недельное упражнение, «Третья волна» должна была углубить понимание учащимися истории. Джонс разработал базовую структуру, включающую дисциплину, сообщество и действия, дополненную уникальным приветствием и слоганом. Однако ни он, ни его ученики не ожидали конечного эффекта от проекта.
От дисциплины к фанатизму
В понедельник Джонс продемонстрировал силу дисциплины. Он начал с простого приказа: велел ученикам сидеть в классе «смирно», как солдатам, чтобы повысить их концентрацию. Затем он отдал ряд команд: встать, сесть, выйти из класса, вернуться — и все это было выполнено в строгой последовательности и с максимальной скоростью.
К большому удивлению Джонса, ученики наслаждались упражнением. Они охотно выполняли его инструкции, чувствуя свою причастность к чему-то большему, чем просто стены классной комнаты. Удивительно, но даже обычно подавленные и сдержанные студенты оказались вовлеченными и организованными участниками.
Во вторник основное внимание уделялось силе сообщества. Опираясь на предыдущие успехи, Джонс представил лозунг: «Сила в дисциплине, сила в сообществе», который предложил ученикам произнести вместе. Он также продемонстрировал жест приветствия — поднятую согнутую правую руку — и назвал его «приветствием Третьей волны».
Выбор названия «Третья волна» был неслучаен. Джонс объяснил своим студентам, что третья волна, накатывающая на берег, обычно является самой сильной и разрушительной. Соответственно, их движение должно было стать мощной силой, способной изменить мир.
«Членские карты»
Ученики с энтузиазмом восприняли новое прозвище и приветствие. Они начали использовать его за пределами класса, приветствуя им друг друга на улицах и в школьных коридорах. Волна превратилась в признак их принадлежности к эксклюзивному коллективу.
Среда стала катализатором действий. К этому дню влияние «Третьей волны» распространилось по всей школе. Класс Джонса завербовал еще тринадцать учеников, которые хотели присоединиться. Чтобы подчеркнуть их элитный статус, Джонс выдал всем «членские карты».
Ряды движения пополнились почти до 50 человек. Джонс поручил студентам создать баннер «Третьей волны», рассказывать младшим ученикам о ценности дисциплины и искать новых «квалифицированных» участников инициативы.
К четвергу Волна переросла в сенсацию. Участники демонстрировали свои карточки, ревностно соблюдали правила, осуждали инакомыслящих и искали новых рекрутов. Роберт, крупный, неуспевающий студент, назначил себя защитником Джонса, следуя за ним по всему кампусу.
Наблюдая за стремительным развитием «Волны», Джонс решил ускорить завершение эксперимента. Он собрал 80 студентов, рассказав им о предполагаемом национальном молодёжном движении, способном произвести революцию в политической жизни страны.
Джонс сказал, что сотни отделений «Третьей волны» уже созданы в других городах и что лидер движения выступит по телевидению в пятницу, чтобы объявить о выдвижении своей кандидатуры на пост президента.
Пик волны
Пятница стала переломным днем. К полудню более 200 учеников собрались в классе мистера Джонса. Среди них были не только те, кто изначально участвовал в эксперименте, но и представители различных молодежных субкультур, которые раньше не проявляли особого интереса к школьным делам.
Атмосфера была настолько напряженной, что её можно было резать ножом. Толпа с замиранием сердца ждала выступления лидера «Третьей волны». Джонс включил телевизор, но экран оставался пустым.
На лицах студентов отразилось недоумение, когда Джонс раскрыл правду: никакого движения не было. Это был всего лишь эксперимент, призванный продемонстрировать легкость манипуляций и быстрое распространение опасных идеологий.
Джонс объяснил, что поведение студентов было таким же, как у немцев в 1930-х годах. Они считали себя избранными, частью грандиозного плана, но были всего лишь марионетками, танцующими под дудку кукловода. Они начали считать себя выше тех, кто не был частью «Третьей волны», и были готовы предать их и даже прибегнуть к насилию.
Чтобы донести свою мысль до студентов, Джонс показал им кадры из кинохроники Третьего рейха: сцены военных маршей, сожжения книг и лагерей для интернированных. После этого он включил свет в аудитории.
Жуткая тишина воцарилась в классе. Ученики сидели в ошеломленном молчании, борясь с осознанием того, что они были невольными участниками такого эксперимента, что они с такой легкостью стали жертвами влияния. И Роберт, назначенный «телохранителем» Джонса, безутешно плакал.
«Третья Волна» – след в истории и культуре
Рон Джонс много лет молчал о своем эксперименте. Точно так же и студенты, смущенные своим участием в «Волне», предпочли хранить молчание. Однако неожиданная встреча с бывшим студентом побудила Джонса пересмотреть произошедшее.
Однажды молодой человек подошел к нему на улице и радостно воскликнул: «Мистер Джонс, мистер Джонс! » Сначала Джонс не узнал его.
Молодой человек, заметив озадаченное выражение лица Джонса, улыбнулся и медленно поднял руку к плечу, отдавая честь по-американски.
— Мистер Джонс, Вы помните Третью Волну? — спросил он.
Действительно, Джонс помнил. Это был один из самых глубоких и печальных уроков в его жизни. Признавая значимость этих событий, Джонс решил поделиться своим опытом. Он написал статью, которая была опубликована в конце 1970-х годов. Рассказ о «Третьей волне» нашел глубокий отклик в обществе и повлиял на культуру и искусство.
В 1981 году по мотивам этого эксперимента был снят фильм под названием «Волна». Впоследствии Тодд Штрассер написал книгу с таким же названием под псевдонимом Мортон Рю. В 2008 году немецкий режиссер Деннис Ганзель выпустил фильм под названием «Die Welle» («Волновой эксперимент»), действие которого происходит в современной немецкой школе.
+ Пока нет комментариев
Добавьте ваш